Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современных условиях развития демократии в Россий-ской Федерации важную роль играет состояние и совершенствование судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Городские суды являются неотъемлемой частью всей судебной системы Российской Федерации. Достаточ-но объемная подведомственность городских судов, внутренняя система и струк-тура, направленность деятельности, виды правосудия, осуществляемые этими судами, вызывают интерес многих ученых и практикующих юристов.
Суды являются важным звеном, призванным защищать права и свободы человека и гражданина, рассматривают уголовные, гражданские дел, дела об административных правонарушениях, подпадающие под их юрисдикцию.
Актуальность данной темы обусловлена важностью судов в осуществле-нии правосудия на территории Российской Федерации в период проведения су-дебной реформы, а также непосредственным рассмотрением спорных правоот-ношений, возникающих во всех сферах жизни общества.
Целью данной работы является исследование теоретико-правовых консти-туционных основ организации и деятельности судебной власти.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- определить место судебной власти в системе разделения властей;
-определить нормативно-правовое регулирование организации и деятель-ности судов;
-изучить правосудие как конституционную форму осуществления судеб-ной власти;
-определить конституционные принципы правосудия.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникаю-щие в процессе организации и деятельности судов в России.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регули-рующие вопросы организации и деятельности судов.
Методология. Методологическую основу исследования составили обще-научные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод систем-ного анализа, структурно-функциональный, а так же ряд частно-научных мето-дов - формально-юридический.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Судебная власть в системе разделения властей
Судебная власть - это основная ветвь власти, которая оказывает значи-тельное влияние на все сферы общества.
Характер судебной власти как самостоятельного элемента государствен-ного механизма определяется полномочиями судебной системы, осуществляю-щей уголовные, гражданские, арбитражные, административные и другие полно-мочия.
Судебная власть в России долгое время считалась вторичной властью, пришедшей из других ветвей государственной власти. Однако теперь нужно иметь реальную способность использовать принуждение для решения социаль-ных проблем, чтобы принимать решения. Судебная власть имеет огромный по-тенциал. Это находит отражение в деятельности специально уполномоченных органов, которые представлены судьями, присяжными и арбитражными заседа-телями и выполняют функции, связанные с защитой и обеспечением законных интересов юридических лиц.
принцип независимости судей закреплен в основном законе, то есть в Конституции Российской Федерации, а именно в ст.1201. Независимость судей необходима для того, чтобы обеспечить строгое соблюдение закона всеми субъектами права. Но при этом принцип независимости судей создает условия для справедливого судебного разбирательства. Следование данному конституционному принципу строго обязательно для судьи.
Основываясь на Конституции РФ можно сказать, что в нашем государстве создана система сдержек и противовесов. Это выражено в разделении власти на три ветви законодательную, исполнительную и судебную. Суд с точки зрения среднестатистического гражданина России это орган государственной власти, который является последним оплотом беспристрастного разбирательства в деле. А судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе .
С точки зрения систематизации специальные гарантии независимости су-дей подразделяются на конституционные гарантии, выступающие наивысшим юридическим средством обеспечения анализируемого в данной научной статье конституционного принципа независимости судей, а также отраслевые гарантии, которые зафиксированы в нормах текущего законодательства и развивают по-ложения Конституции РФ как основного закона нашего государства, которому должны соответствовать все действующие на территории страны нормативно-правовые акты.
Нормы материального и процессуального права входят во вторую группу гарантий. Наличие в законодательстве о судебной системе таких норм, как за-прет любого вмешательства в отправление правосудия под угрозой ответствен-ности, установление процедуры приостановления и прекращения полномочий судьи, право судей на уход в отставку, также право на хранение и ношение слу-жебного огнестрельного оружия, все это гарантирует реализацию принципа не-зависимости судьей.
Роль судебной власти приобретает политическую актуальность. Это свя-зано с тем, что в условиях реформирования политической системы, формирова-ния гражданского общества и становления правового государства судебная власть позволяет обеспечить правовую поддержку реформ. Правосудие в Рос-сийской Федерации осуществляется только судом. Правосудие «запускает» ме-ханизм защиты правовых ценностей, так как подлинное право становится эф-фективным регулятором общественных отношений.
Рассматривая, содержание конституционных поправок, касающихся функ-ционирования судебной ветви власти в Российской Федерации, хотелось бы особо отметить, что они не вносят принципиальных изменений в судебную си-стему Российской Федерации. Во главе системы остаются Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации. Однако рас-сматриваемые нами поправки существенно расширяют компетенцию Конститу-ционного Суда Российской Федерации при сокращении числа судей, входящих в его состав. Так, исходя из содержания ст. 1 закона Российской Федерации о по-правке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О со-вершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функцио-нирования публичной власти», предполагается наделить Конституционный Суд Российской Федерации правом по запросу Президента Российской Федерации проверять конституционность проектов законов Российской Федерации о по-правке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конститу-ционных законов и федеральных законов, до их подписания Президентом Рос-сийской Федерации, а также правом разрешать вопрос о возможности исполне-ния решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противо-речащем Конституции Российской Федерации. При этом число судей Конститу-ционного Суда Российской Федерации предлагается сократить с 19 до 11 судей.
Оценивая содержание данных поправок, следует особо подчеркнуть, что наделение Конституционного Суда правом предварительного конституционного контроля — это важный этап в развитии системы конституционный юстиции, который существенно расширяет компетенцию Конституционного Суда и уси-ливает его влияние на законодательный процесс в части создания внутренне це-лостной системы законодательства во главе с Конституцией Российской Феде-рации. Однако при этом у нас вызывает сомнение необходимость сокращения числа судей Конституционного Суда Российской Федерации до 11 судей. Во-первых, при расширении компетенции Конституционного Суда сокращение чис-ла судей может негативно сказаться на качестве его работы. Во-вторых, числен-ность Конституционного Суда, равная 19 судьям, уже устоялась и доказала свою эффективность. Сложность конституционной материи неизбежно требует значительного числа юристов, работающих над толкованием конституционных норм, выявлением противоречий в системе законодательства: там, где больше высококвалифицированных юристов, вероятность нахождения истины, суще-ственно выше. Представляется, что решение о сокращении числа судей Консти-туционного Суда Российской Федерации является, как минимум, спорным, и само время покажет, должен ли Конституционный Суд включать в свой состав 11 судей.
1.2 Конституционные основы организации судебной власти
Конституция РФ закрепляет положение об осуществлении
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1–ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 2. Ст. 586.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1–ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодатель-ства РФ. 04.08.2014. №31. Ст. 3546.
4. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30–ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.10.2015. №11. Ст. 4321.
Литература
5. Анишина В.И. Правовые основы судебной власти в Российской Фе-дерации / В.И. Анишина, П.И. Гук. –М., 2015. – 345 с.
6. Апалько, М.С. Понятие и основные признаки судебной власти / М.С. Апалько // Научный Лидер. – 2023. – № 53 (98). – С. 103– 107.
7. Асташкина Е. Н., Курохтина Е С. Конституционный Суд РФ: от-дельные вопросы организации и деятельности / Е.Н. Асташкина, Е.С. Курохтина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. – № 6 (119). – С. 116.
8. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – Москва : Зерцало– М, 2008. – 421 с.
9. Загайнова, С. К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе / С.К. Загайнова. – М., 2007. – 287 с.
10. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности конститу-ционного регулирования, судебного строительства и организации судебной дея-тельности в федеративном государстве / Н.А. Колоколов, С.Г. Павликов. – М.: Проспект, 2017. – 589 с.
11. Лупинская, П. А. Решения в уголовном судопроизводстве. Их виды, содержание и формы / П.А. Лупинская. – М., 1976. – 264 с.
12. Мицкевич, А. В. Акты высших органов Советского государства / А.В. Мицкевич // Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. – М., 1967. – 239 с.
13. Никитина, А.В. Единство судебной системы Российской Федерации (конституционно–правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук А.В. Никитина. – Омск, 2006. – 27 с.
14. Носкова, Е. В. О некоторых особенностях реализации полномочий Пленума Верховного Суда Российской Федерации / Е.В. Носкова // Уголовная юстиция. – 2016. – № 1 (7). – С. 70.
15. Организация деятельности судов / под общ. ред. В. М. Лебедева. – Москва : Норма, 2007. – 623 с.
16. Петров, А. А. Судебная власть субъектов Российской Федерации: концепция и модель законодательного регулирования / А.А. Петров. Иркутск, 2007. С. 40.
17. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Ав-донкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Ма-мыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.
18. Рубинина, Э.Р. Понятие судебной системы современной России: но-вые подходы / Э.Р. Рубинина // Юридическая наука и правоохранительная прак-тика. – 2016. – № 1 (35). – С. 184.
19. Стребкова Е. Г. Система судов общей юрисдикции: проблемы и пер-спективы развития / Е.Г. Стребкова // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2016. – № 4. – С. 130.
20. Шабанов, П.Н. О признаках судебной власти / П.Н. Шабанов // Су-дебная власть и уголовный процесс. – 2017.– № 2. – С.77
21. Широкопояс, Ю. А. Акты суда общей юрисдикции об окончании производства по делу без принятия судебного решения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.А. Широкопояс. – Краснодар, 2006. – 34 с.
22. Юрченко, А.Д. Понятие и признаки судебной власти в России / А.Д. Юрченко // В сборнике: Научные достижения и открытия 2021. сборник статей XX Международного научно– исследовательского конкурса. – Пенза, 2021. – С. 104– 108.